Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сасовский детский сад № 8»

Сведения о коррекционно-развивающих и компенсирующих занятиях с

воспитанниками, логопедической помощи воспитанникам

 

 

В ДОУ созданы условия для оказания помощи детям с нарушением речи. Функционирует логопедический пункт, где занимаются воспитанники ДОУ. Его деятельность предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Цель: Коррекционная работа в ДОУ направлена на обеспечение коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

В процессе коррекционного обучения детей с ФН, ФФН и ОНР 3 и 4 уровня решаются следующие задачи:

 - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- овладение элементами грамоты;

- развитие внимания, памяти и мышления;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ.  

Характеристика детей с речевыми нарушениями

Характеристика речи детей с фонетическим  недоразвитием

   Фонетическое недоразвитие (ФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем. Характеризуется нарушением звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, просодики, как в комплексе, так и в отдельности. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием

 Фонетико-фонематическое  недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

- замена звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

   Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и  речи. У детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

   Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях,  в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п.

   После обследования перед логопедом встает задача – воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развития активной сознательной деятельности в области речевых дефектов.

   Коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

   Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к звуковой и смысловой  стороне.

   Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

     Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора - «дыра»)

     Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик» - снеговик), антиципации («астобус» - автобус), добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики» - волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

     Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

     Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

     Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 4 уровня

        К четвертому уровню отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей, лишь на первый взгляд, производит благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с 4 уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по слоговой структуре и морфологической организации (например, регулировщик, баскетболистка, велосипедистка и т.д.)Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности речи». Незавершенность звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

        Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных, птиц (пингвин, павлин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных ( веки. Запястье, щиколотка, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» - стулья, кресло, диван, тахта).

        Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул – «купался»; зашила, пришила – «шила»; треугольный – «острый» и т.д. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (вместо «заяц шмыгнул в нору» - «заяц убежал в дыру»), в смешении признаков (высокая ель – «большая»). Углубленное обследование позволяет четко выявить трудности передачи детьми системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар: хороший – добрый («хорошая»), азбука – букварь («буквы»), радость – грусть («не радость, злой») и т.п. Недоступным являются задания с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т.д.

        Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных  форм существительных (ручища – «рукина», ножища – «большая нога»), наименований единичных предметов (волосинка – «волосики», бусинка – «буска»), относительных и притяжательных прилагательных (льняной – «линой», смешной – «смехной»), сложных слов (листопад – «листяной»), а также других форм приставочных глаголов (вместо присел – «насел»). Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении этих и других произвольных наименований: кипятильник – «чай варит», танцовщик – «который танцувает» и т.п. Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.

        В большинстве случаев дети с этим уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. Так, выражение «широкая душа» трактуется как «очень толстый», а пословица «на чужой каравай рот не разевай» понимается буквально «не ешь хлеба».

        Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, некоторых сложных предлогов («встал коло стола»). Кроме того, нередко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода («в тетради пиши красным ручком и красным карандашом»), единственного и множественного числа («Я дома играю с компьютером, машинки, еще игры и солдатиком»).

        Особую сложность для детей этого уровня речи представляют конструкции предложений с разными придаточными. При их построении ребенок может пропустить или заменить союз («одела пальто, которая получше»).

        При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Ребенку сложно переключиться на наложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т.д.

Проектирование образовательного процесса.

   Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

  1. Индивидуальные занятия с детьми, посещающими логопункт.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV уровня – 2-3 раза в неделю.

   Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры, словосочетания, предложения, стихах и рассказах. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

  1. Подгрупповые занятия с детьми, посещающими логопункт.

    Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

   Важно в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер.